О проекте "Дом русского романса"    
История создания
Музей "Дома русского романса"
Театр романса
Кинематограф
Граммофон
Библиотека русского романса
Музкиоск русского романса
Сотрудничество

Зал IV. Рыцарь романса Валерий Агафонов

биография   воспоминания

Выдающийся исполнитель руских романсов Валерий Борисович Агафонов родился в Санкт-Петербурге (Ленинграде) 10 марта 1941 года, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны. Отец был сотрудником Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина и погиб в первые дни войны. Мать, воспитательница детского сада, осталась в блокадном Ленинграде с двумя детьми: пятилетней Нинель и младенцем Валерием на руках.  Чудом все выжили.
После окончания седьмого класса, Валерий Агафонов поступил в ремесленное училище, но вскоре заболел ревматизмом. Болезнь дала осложнение на сердце, после этого ни о какой дальнейшей учебе на фрезеровщика речи быть не могло.
Именно тогда он впервые взял в руки гитару. В 1958 году Агафонов стал рабочим в цирке (бывшем знаменитом цирке Ченизелли), который находился недалеко от дома. Через несколько лет перешел электриком в Академию художеств.
В 1962 году Агафонова приняли работать осветителем сцены в Институт театра, кино и музыки, спустя год он в той же должности оказался в знаменитом театре БДТ. Но уже тогда он мечтал о своих выступлениях с романсами на сцене. Участие в просмотре в "Ленконцерте" ни к чему не привело, чиновники посоветовали ему сменить репертуар и петь советские песни. Но он хотел исполнять только романсы! А потому первыми подмостками певца стала не концертная сцена,  а ресторанный зал гостиницы, впрочем, престижной, предназначенной для высоких лиц и иностранцев. Именно в "Астории" Агафонова услышал руководитель цыганского ансамбля и пригласил в свой коллектив. С цыганами Агафонов гастролировал по всей стране.  
В 26 лет Валерий уехал в Вильнюс и там "зацепился" за Русский драматический театр. Его приняли артистом, но, по сути, исполнял он роль статиста. Предложение Агафонова петь в спектакле романсы энтузиазма у руководства не вызывало.
Здесь певец женился на Елене Бахметьевой, филологе по профессии.
В 1971 году певец приехал в Москву с надеждой устроиться в театр на Таганке к своему кумиру Юрию Любимову. Но тот его не взял, впрочем, посоветовал приехать через год. В цыганском  "Ромэне" руководитель театра Николай Сличенко ему тоже отказал. Кто-то из знакомых помог Агафонову на время устроиться на "Мосфильм" сниматься в художественной картине "Путина" (режиссер Э.Григорьев). Съемки проходили на Дальнем Востоке, в бухте Находка.
Оттуда Валерий Агафонов снова вернулся в Вильнюс. Вместе со своей женою они подготовили оригинальную концертную программу под названием "Гори, гори, моя звезда", и с огромным успехом выступали с ней от общества "Знание" по литовским городам. Бахметьева сообщала зрителям немало интересного из истории романсов, Агафонов же иллюстрировал ее рассказ  исполнением этих романсов. В Вильнюсе произошла встреча Агафонова с Владимиром Высоцким, с которым после его связывала дружба.
В 1979 году Валерий Агафонов снялся в художественном фильме "Личной безопасности не гарантирую" (режиссер А.Вехотко), в небольшой роли цыгана.Съемки проходили в Юрмале.
В 1980 году состоялся последний концерт Агафонова на литовской земле. Он вернулся в Ленинград. В 1982 году его, наконец-то, приняли в "Ленконцерт", но . большая сцена была по-прежнему не для него. Выступал певец в основном в пригородных домах отдыха и санаториях. Тогда же была сделана первая запись романсов в его исполнении на радио. Конечно, это была лишь малая толика того, что он знал, а знал он почти тысячу романсов.
В Ленинграде Агафонов женился на Татьяне Винниковой, родилась дочь Даша. Старшей дочери Владиславе, жившей в Вильнюсе, шел тогда двенадцатый год.       
Но время уже отсчитывало последние шаги выдающегося певца на земле.  Точно неизвестно, где прошел его последний концерт, то ли в ленинградском Доме ученых, находящемся в бывшем дворце князя Владимира Александровича, то ли в матросском "Интерклубе".
Валерий Агафонов скончался скоропостижно 5 сентября 1984 года от сердечного приступа прямо на улице вблизи Московского вокзала - по дороге на свое последнее выступление. Ему было всего 43 года. Похоронили певца в Парголово на Северном кладбище, на участке ветеранов сцены.
После его смерти фирма "Мелодия" выпустила пять грампластинок с записями романсов в исполнении певца под названием "Память сердца". Большая часть романсов в исполнении Агафонова, прозвучавшая  с пластинок,  была записана и сохранилась благодаря известному петербургскому коллекционеру Михаилу Крыжановскому (трагически погиб в январе 1994 года), создателю первого в России клуба авторской песни при ДК "Восток". Высоцкого для нас он тоже сохранил. 

Биография Валерия Агафонова
полностью восстановлена
автором проекта Жанной Шануровой

Вечно нищий гений

После смерти Агафонова, высказывалось немало толков и суждений о нем и его жизни, но суть замечательного певца с трагической судьбой, его душу выразил лишь один человек -петербургский писатель Борис Алмазов:
"Более одаренного человека, чем Валерий Агафонов, я не встречал! Казалось, он все умел от природы только кое-что подзабыл в ежедневной суете. Так он самостоятельно виртуозно освоил гитару, играя на ней не только романсы, но и "Лунную сонату" Бетховена. Самоучкой, по слуху, исполнял на фортепиано музыкальные произведения Шуберта и Шопена.
На что он жил всю свою которую жизнь, неизвестно. За вещи он не держался, то есть признавал их объективную ценность, но не соотносил их со своей необходимостью. А вот для чего он жил, было ясно с первой секунды, как только начинал звучать его необыкновенный, глубокий и страстный голос, когда рождались романсы на той редкостной ноте, которое делает исполнение Агафонова безупречным, классическим, работой на все времена.
 Сколько раз те, кто его знал, казнились тем, как неумело он распоряжался своей судьбой, как старательно разрушает установившиеся рамки и перспективы. И я, грешный, считал, что Валерий жизнь свою истратил на то, чтобы угробить свой талант, но талант был так огромен, что жизнь кончилась раньше. Истало понятно, что талант неизмерим обычными мерками, никакие общепринятые аршины к нему не подходят.
Валерий был сложным человеком и быть рядом с ним было непросто. Но вот он брал гитару, прикрывал свои огромные глаза - и рождалось то, ради чего он жил, ради чего ему многое прощали близкие и друзья, все те, кто был гоов следовать за его голосом на край света. Своим пением, своим эталонным пониманием романса он поднимал слушателя до осознания самой сути русской поэзии, которая словами невыразима, но так ясна, когда поет Агафонов. У него делалось другое лицо, стирались черты повседневности - и являлась душа... Много лет спустя я понял, что Валерий видел мир как гармонию. Он сам был недостающим звеном в гармонии романса. Особенно это стало заметно, когда русский романс и русская культура утратили этого подлинного артиста".

 

 
 
Все материалы сайта являются эксклюзивными. Категорически не допускается перепечатывать их полностью или частично в СМИ, книгах и на сайтах без письменного авторского согласия.
© УпакГрафика, Москва, 2009 www.upackgroup.ru