О проекте "Дом русского романса"    
История создания
Музей "Дома русского романса"
Театр романса
Кинематограф
Граммофон
Библиотека русского романса
Музкиоск русского романса
Сотрудничество

Зал III. Певцы-кумиры

Юрий Морфесси   Михаил Вавич   Владимир Сабинин

К славе на качелях

Так сложилось — имя знаменитого некогда исполнителя романсов и опереточного кумира начала прошлого века Михаила Вавича затерялось во времени, и даже меломаны мало что могут рассказать о его судьбе.

   Свою удачную артистическую карьеру Вавич начал в 1906 году, исполнив в оперетте «Веселая вдова» незатейливую песенку «Качели». Дело в том, что оперетта эта на музыку венгра Ференца Легара шла с большим успехом за границей. Взявшись за ее постановку в России, режиссер Брянский решил вставить в оперетту и эффектно обыграть песенку, которую однажды слышал в берлинском мюзик-холле. Для этого на сцене пришлось даже сооружать настоящие огромные качели. На них разместили артисток хора и балета, которых раскачивали позади стоявшие хористы. А сбоку стоял исполнитель весьма скромной роли — 25-летний Вавич — и пел. Неожиданно роль эта оказалась самой выигрышной. Мягкий бархатный бас молодого артиста до такой степени покорил столичную публику, что наутро он проснулся знаменитым. А буквально через несколько дней музыкальные магазины наводнили красочные ноты с портретом Михаила Вавича и граммофонные пластинки с записью «Качелей».
    В следующий раз молодой певец поразил зрителей исполнением романса «Очи черные», который спел, теперь уже по собственной инициативе, в оперетте-мозаике «Ночь любви». После этого Вавич получил самые ответственные роли во всех постановках труппы московского мецената Тумпакова, который, собственно, и привез красавца-одессита в столицу, оценив его яркую сценическую внешность и поставленный от природы красивый голос.Что касалось родословной, то он был потомок известного, но обедневшего княжеского рода в Черногории.
   Большой популярностью пользовались в то время сатирические музыкальные обозрения на злобу дня, которые регулярно шли в театре «Эрмитаж». Примечательно было одно из них под названием «Москва ночью». Пушкин и Гоголь сходили с пьедесталов своих памятников и отправлялись гулять по ночной столице. По воспоминаниям современников, Пушкина великолепно играл Вавич, Гоголя — Монахов, оба замечательно загримированные.
   Позднее, увлекшись модной «цыганщиной», Вавич выступал и с сольными программами, исполняя романсы и выходя на сцену в плисовых шароварах, высоких сапогах и поддевке. Совсем как настоящий цыган. Лучшим его другом долгие годы оставался знаменитый Юрий Морфесси, от которого певец многое позаимствовал. Однако, в отличие от него, Вавич на вольные хлеба не ушел и до последнего оставался артистом оперетты.
После революционных событий знаменитый певец уехал в Польшу, затем присоединился к эмигрировавшей из России известной труппе Никиты Балиева "Летучая мышь" и поехал гастролировать с ней по всему свету. После на некоторое время задержался в Париже, выступая вместе с Морфесси в ресторанах. И, наконец,  уехал в США, переквалифицировавшись в голливудского актера и снимаясь, по сути, в первых американских боевиках.

В 1929 году артиста потянуло в родные места:  вначале он поехал в Ревель к своему родному брату Григорию, а после навестил в Риге и сестру. Радостными были эти встречи, но... они стали прощальными — ровно через год Михаила Вавича  не стало. Скончался артист в Лос-Анжелесе в возрасте 49 лет — от сердечного приступа — прямо в автомобиле, на котором Вавич ехал на  съемочную площадку, чтобы участвовать в двадцать пятом американском фильме.

Жанна Шанурова,
ведущая рубрики «Русский романс»,
«Работница», 2001.

 

 
 
Все материалы сайта являются эксклюзивными. Категорически не допускается перепечатывать их полностью или частично в СМИ, книгах и на сайтах без письменного авторского согласия.
© УпакГрафика, Москва, 2010 www.upackgroup.ru