О проекте "Дом русского романса"    
История создания
Музей "Дома русского романса"
Театр романса
Кинематограф
Граммофон
Библиотека русского романса
Музкиоск русского романса
Сотрудничество

Зал II. Первые звезды

Анастасия Вяльцева  Варя Панина   Надежда Плевицкая

Божественная Варя

Леонид Собинов говорил, что пение Паниной — это целое откровение. Александр Блок называл ее «божественной». Лев Толстой не раз приглашал знаменитую цыганку в Ясную Поляну. В конце Х1Х века слава о Варе Паниной шла по всей Москве, и послушать ее приезжали отовсюду.

    Существует легенда, что будущее певицы было предсказано старой гадалкой, когда девочке исполнилось всего восемь лет. «Она покорит мир», — загадочно сообщила гадалка ее отцу, мелкому торговцу-цыгану. «Неужто будет военачальником? — усмехнулся тот. «Нет, она покорит мир пением». Так и случилось. В 14 лет Варя, тогда еще Васильева, впервые вышла на сцену — ее сразу приняли в популярный цыганский хор Александры Паниной, который выступал в известном московском ресторане «Стрельна». Здесь девушка и прошла практический «курс пения», перенимая певческую манеру у старых мастеров-цыган. Не раз поражала она окружающих редкой способностью мгновенно схватывать и по-своему интерпретировать мелодии незнакомых песен.Очень быстро Варя Васильева стала солисткой. Тогда же начался ее первый любовный роман. Избранником сердца стал Федор Панин — племянник хозяйки хора, за которого Варя вышла замуж.
    Побывав в «Стрельне», известный художник Константин Коровин настолько пришел в восторг, что осмелился противопоставить пение Паниной самому Федору Шаляпину. «Ты слышишь, Константину не нравится, как я пою. Плохо пою, -жаловался Шаляпин художнику Серову. — А кто же, позвольте вас спросить, поет лучше меня?» «А вот есть, — задиристо возражал Коровин, — Цыганка одна, Варя Панина. В «Стрельне» за пятерку песню поет. Голос дивный, и поет как надо».    
   Впрочем, цыганская певица, как вспоминают очевидцы, увлекала не столько красотою и силою своего голоса, сколько «нутром», глубокой, затаенной как ночь, непроницаемой страстью. Она пела романсы о несчастной любви и разбитых    сердцах чарующим низким контральто. И любой, будь то подвыпивший купец, столичный аристократ или знаток-меломан, слушал ее с затаенным дыханием и жаждою страдания.
   После свадьбы Панина перешла в не менее престижный ресторан «Яръ», создала там собственный хор, а в 30 лет, будучи матерью пятерых детей, бросила ресторанные подмостки и начала концертировать на эстраде, добравшись до Парижа. Бывшая кафешантанная певица даже удостоилась высокой чести выступить с сольным концертом в Императорской Мариинской опере в присутствии Высочайших особ.
   Вскоре в России образовалось общество многочисленных поклонников знаменитой цыганки, которые называли себя «панинистами». Далеко не изящная и не блиставшая особой красотой и нарядами певица неожиданно становится кумиром молодежи и студенчества. Они рыдали на ее концертах и в буквальном смысле забрасывали Панину букетами цветов. «Я живу, когда пою, буду петь — буду жить», — говорила сама певица.
В 38 лет вдова Панина второй раз вышла замуж — на этот раз за 18-летнего юнкера, фактически ровесника ее старшего сына. Однако совместная жизнь молодых длилась ровно год, в 1911 году певица скончалась от сердечного приступа. Отпевание знаменитой цыганки было совершено в церкви святого Ермолая на Большой Садовой. Храм не мог вместить всех желавших отдать последний долг той, которая многие годы привлекала к себе редкой задушевностью своего пения.

Похоронили знаменитую цыганку в Москве на Ваганьковском кладбище, рядом с ее  близкими рода Васильевых.

Жанна Шанурова,
ведущая рубрики «Русский романс»,
«Работница», 2001.

 

 
 
Все материалы сайта являются эксклюзивными. Категорически не допускается перепечатывать их полностью или частично в СМИ, книгах и на сайтах без письменного авторского согласия.
© УпакГрафика, Москва, 2010 www.upackgroup.ru