О проекте "Дом русского романса"    
История создания
Музей "Дома русского романса"
Театр романса
Кинематограф
Граммофон
Библиотека русского романса
Музкиоск русского романса
Сотрудничество

Зал II. Первые звезды

Анастасия Вяльцева  Варя Панина   Надежда Плевицкая

Русская Золушка

Почитатели и недоброжелатели называли ее несравненной. Превращение барышни-крестьянки в одну из самых популярных и богатых артисток эпохи произошло в начале ХХ века.

   Популярный в то время цирковой борец Иван Поддубный скромно говорил в газетных интервью: «В России есть три знаменитости: я, Горький и Вяльцева».
   Никто не сделал такой головокружительной карьеры, как Настя Вяльцева. Родилась она в бедной крестьянской семье в Орловской губернии: то ли в городе Трубчевске, то ли в близлежащем селе Алтухово (сама певица уверяла, что в Трубчевске). После трагической гибели Дмитрия Вяльцева, его вдова с тремя детьми отправилась на заработки в Киев. Настю в 12 лет она отдала в  ученицы в мастерскую дамского платья, а затем  девочка стала подгорничной в гостинице на Крещатике.
    Но судьба уготовила ей иное. В 16 лет Анастасия твердо решила стать артисткой. Набравшись смелости, пришла к известному в Киеве балетмейстеру Ленчевскому и попросила взять к себе на обучение. Затем перешла хористкой в оперетту и отправилась искать счастья в Москву. Здесь ее приняли в театр «Аквариум». Однако вскоре Вяльцева перебралась в Петербург, поступив в труппу Малого театра. Но и там она дальше хористки не пошла.
   Первый успех пришел тогда, когда в Северную столицу приехал на гастроли  изавестный московский антрепренер и режиссер Михаил Ленчевский. На сцене Малого театра он показывал оперетту-мозаику «Цыганские песни в лицах» и пригласил Анастасию спеть в ней одну игривую песенку. Лишь после этого на молодую певицу, наконец-то, обратили внимание, но... она оставляет сцену. Благодаря своему поклоннику и меценату — известному адвокату Николаю Холева — Вяльцева начала серьезно учиться вокалу у преподавателя консерватории Станислава Сонки. В 24 года девушка снова на сцене — уже в качестве солистки. В первом же публичном концерте она заявляет о себе, как замечательной и оригинальной исполнительнице русских и цыганских романсов. И... навсегда расстается со своим покровителем.
   После выступлений в московском театре «Эрмитаж» у Щукина Анастасия Вяльцева, словно Золушка, превратилась в ослепительную звезду первой величины. И подобно настоящей Золушке, садясь в карету после одного из своих концертов, потеряла атласную туфельку. Восторгам воздыхателей не было предела: подобрав туфельку, они...пили из бесценной находки шампанское за здравие своего кумира. А как же принц? Им стал Василий Бискупский. Он был на семь лет моложе Вяльцевой, и к тому же потомок старинного дворянского рода и офицер элитного полка императорской армии. Это создавало препятствия к женитьбе на певице. Их роман длился около десяти лет. Когда началась русско-японская война, Бискупский добровольно отправился на фронт и был тяжело ранен. Узнав про это, Вяльцева прервала свои гастроли, поехала на театр военных действий, разыскала Бискупского в харбинском госпитале и осталась ухаживать за ним. В конце концов в 1910 году красавец-офицер оставил военную службу и обвенчался с любимой. К сожалению, их безоблачная семейная жизнь длилась недолго.
   Анастасия Вяльцева продолжала в собственном вагон-салоне с огромным успехом гастролировать по России, создав на сцене незабываемый образ «певицы радостей жизни». В сверкающем бриллиантами платье она выходила к зрителям, и лились со сцены удивительные романсы.«Гай-да, тройка», «Захочу - полюблю», «Под чарующей лаской твоею», «Ах! да пускай свет осуждает». Многие поэты и композиторы писали свои произведения специально для несравненной. Более 20 романсов, в том числе один из самых популярных и сегодня «Побудь со мною», посвятил Анастасии Вяльцевой замечательный композитор Николай Зубов.
«Я пою то, что понятно всем», — лукаво говорила певица журналистам. До 40 концертов подряд пела обычно певица во время своих гастролей, а ездила она неустанно по всей стране и пела, как всегда без меры. «Что Вы делаете? К чему такая расточительность бисов?» — предупреждали ее. На что Вяльцева с улыбкой отвечала: «Ведь публика платит — она меня купила! Я — слуга публики!».
   Постоянно выступала певица и в опереттах, пробовала себя на оперных подмостках. Но большинство зрителей предпочитали, чтобы Вяльцева пела только романсы: после окончания спектаклей они отказывались расходиться и бурно требовали от певицы вновь и вновь исполнять «Гай-да, тройку», «Ласточку», «Побудь со мною»...
   Для отдыха у артистки времени практически не оставалось. Концерт в Воронеже стал для нее последним. В конце 1912 года Вяльцева, едва живая, вернулась с очередных гастролей. Консилиум врачей поставил диагноз — белокровие (однако есть более точные сведения, что артистка была больна туберкулезом).  5 февраля 1913 года газеты вышли с траурными заголовками «Вяльцева скончалась». Ей было тогда чуть больше сорока лет. Огромная, согласно полицейским сводкам, 150-тысячная толпа проводила в последний путь своего кумира. Старо-Никольское кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге стало последним приютом угасшей звезды (похоронили ее рядом со знаменитой актрисой Комиссаржевской).
   Газета «Рампа и жизнь» с горечью писала: «Необычно жутким аккордом оборвала сказку своей жизни А.Д.Вяльцева. Сказка кончилась так же необычно, как и началась… Жизнь Вяльцевой наиболее яркая из тех сказок, которые мы знаем там, в волшебном царстве искусства».  

Жанна Шанурова,
ведущая рубрики «Русский романс»,
«Работница», 2001.

 

 
 
Все материалы сайта являются эксклюзивными. Категорически не допускается перепечатывать их полностью или частично в СМИ, книгах и на сайтах без письменного авторского согласия.
© УпакГрафика, Москва, 2010 www.upackgroup.ru