О проекте "Дом русского романса"    
История создания
Музей "Дома русского романса"
Театр романса
Кинематограф
Граммофон
Библиотека русского романса
Музкиоск русского романса
Сотрудничество

Зал I. Первые «ласточки»

Саша Давыдов  Мария Пуаре

Сумасшедшая актриса

Одной из любимиц старой театральной Москвы была опереточная актриса Мария Пуаре. После она стала незаурядной исполнительницей русских и цыганских романсов, и… сама начала их сочинять. Два ее романсовых шедевра — «Я ехала домой» и «Лебединая песнь» — хорошо известны и вызывают восторг до сих пор. Меньше поклонники романсов знают третий, тоже прекрасный, "Нет, нет, я не хочу решительного слова".
Она родилась в Москве в 1864 году. С самой ранней юности жизнь девушки не сложилась. Мать рано умерла, отец, преподаватель фехтования и гимнастики, трагически погиб. В 16 лет родственники выдали Марию замуж за первого подвернувшегося кандидата — знакомого ее отца, инженера Свешникова. Мало того, что жених был на три десятка лет старше невесты, он оказался еще и сущим самодуром. Увлечение Марии театром и ее мечта стать актрисой настолько раздражали инженера, что он в конце концов упек молодую жену в психиатрическую лечебницу.
Правда, в те годы Пуаре уже успела связаться с театром Михаила Лентовского. Известный режиссер и антрепренер вызволил-таки девушку оттуда и зачислил к себе в театр.
Став любимицей Москвы, опереточная дива решает завоевать другую столицу и перебирается в Петербург: здесь в столбцах «Нового времени» появляются ее первые стихи. « Я ехала домой, душа была полна неясным для самой каким-то новым счастьем...». Правда, еще до нее похожие стихи написал… Александр Сергеевич Пушкин. Вот они:

Я ехал к Вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивой.
Я ехал прочь: иные сны…
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Видимо, у Марии Пуаре возникли подобные чувства, а в таланте ей Бог не отказал. Но окончательно в поэтессы она не перешла. По протекции главного редактора «Нового времени» Суворина Пуаре снова оказывается на сцене — теперь Александринского театра — и занимает видное место в качестве водевильной актрисы, играя в пьесах «Беззаботная», « Ворон в павлиньих перьях», «Сумасшедшая актриса» и других.
С возвращением в Москву актриса снова выходит на сцену. В 1901 году специально для спектакля «В своей роли» она пишет ставшую сразу знаменитой «Лебединую песнь». Помните: «Я грущу. Если можешь понять мою душу доверчиво-нежную, приходи ты со мной попенять на судьбу мою странно-мятежную...». Вся Москва буквально валила в «Аквариум», и имя Пуаре было у всех на устах. Поклонники ходят за ней по пятам, забрасывают цветами и дарят лебедей: мраморных, серебряных…
О ее талантливой натуре писала пресса. В 1907 года на страницах журнал «Невод» появился большой портрет Марии Пуаре. А под ним текст:
«Известная русская актриса сказала на днях про М.Я.Пуаре:
— Если бы я могла исполнять так романсы, как Пуаре, я бы давно приобрела известность за границей и нажила состояние".
Популярнейший романс «Лебединая песнь», который с колоссальным успехом исполняла затем «божественная» Варя Панина, оказался в какой-то мере пророческим и созвучным судьбе самой Марии Пуаре. Впрочем, как и ее роли в спектаклях. Одно время актриса выступала в театре Корша. В одной из газетных рецензий, касающейся спектакля «Блестящая карьера», Марию Пуаре отмечали, как «хорошую исполнительницу легкой комедии внешних положений и интриг». Суть «Блестящей карьеры» заключалась в том, что героиня путем хитросплетений и авантюр устраивала брак благородного герцога и собственное замужество. Примечательно, что в дальнейшем Пуаре осуществила подобные интриги на самом деле в личной жизни. Закончились они, правда, весьма печально — одним из самых громких судебных процессов начала ХХ века.
Артистка не оставила записей своего исполнения романсов на грампластинках. Однако нам в наследство достались ее прекрасные романсовые сочинения, которые с огромным успехом звучат с концертных площадок до сих пор.

Жанна Шанурова, ведущая рубрики "Русский романс".
"Работница", 2001.

 

 
 
Все материалы сайта являются эксклюзивными. Категорически не допускается перепечатывать их полностью или частично в СМИ, книгах и на сайтах без письменного авторского согласия.
© УпакГрафика, Москва, 2009 www.upackgroup.ru