О проекте "Дом русского романса"  
История создания    
Музей "Дома русского романса"
Театр романса
Кинематограф
Граммофон
Библиотека русского романса
Музкиоск русского романса
Сотрудничество


Романсы в немом кино   Звезды романса и кино   Документальные фильмы

Известно, что в первых русских фильмах снимались Юрий Морфесси, Михаил Вавич, Александр Вертинский, Надежда  Плевицкая.
Первой звезде русской эстрады красавице Анастасии Вяльцевой участвовать в фильмах не пришлось. Когда 1913 году имя "несравненной" все же появилось на киноафише, произошло это в связи с печальным случаем —  демонстрацией документальной киноленты под названием "Похороны Вяльцевой."
Впрочем, послушать исполнителей романсов в немых фильмах все равно было невозможно. Разве что увидеть их "в живую".

Как снимался Александр Вертинский

Вертинский сразу и навсегда полюбил кино и снимался практически до самых последних дней. В своих мемуарах "Русский Пьеро", вышедших за границей, певец, помимо других воспоминаний о своей жизни и творчестве, рассказал о том, как он стал киноактером:
"Вскоре после смерти Л.Н.Толстого его сын, Илья Львович, задумал представить на экране кинематографа один из рассказов Льва Николаевича — "Чем люди живы". В рассказе, как известно, говорится об ангеле, изгнанном  небом и попавшем в семью бедног сапожника. Илья Толстой ставил картину сам, и, по его замыслу, действие должно происходить в Ясной Поляне. Средства нашлись, актеров пригласили, задержка была только за одной ролью — самого ангела. Оказалось, что эту роль никто не хотел играть, потому что ангел должен был по ходу картины упасть в настоящий снег, к тому же совершенно голым. А зима была суровая. Стоял декабрь.
За обедом у Ханжонкова Илья Толстой предложил эту роль Мозжухину, но тот со смехом отказался.
— Во-первых, во мне нет ничего "ангельского", а во-вторых, меня не устраивает получить воспаление легких, — ответил он.
Толстой предложил роль мне. Из молодечества, и чтобы задеть Ивана, я согласился.  Актеры смотрели на меня как на сумасшедшего. Их шуткам не было конца, но я презрительно отмалчивался, изображая из себя героя.
Вечером мы уехали в Ясную Поляну. Утром на вокзале нас встретили сани-розвальни, на которых привезли и меховые шубы. В имении было уже все приготовлено для съемки, и мы. попив чаю, с Софьей Андреевной, которую эта затея очень интересовала, отправились в поле, где должна была происходить съемка.
Я загримировался ангелом, надев парик с золотыми локонами и, раздевшись в маленькой карете догола, выпил полбутылки коньяку.Потом залез на крышу амбара, и прыгнул оттуда в снег, спиной к аппарату. Прыгнув, я осмотрелся кругом (по роли) и пошел по дороге вдаль.
Хорошо что эту сцену снимали только один раз. Съемка заняла минут пять, но тело мое сталосовершенно стеклянным от холода. Я окоченел. Меня положили в карету, укутали в шубы и вскачь повезли в деревню. В крестьянской избе оттирали снегом, отпаивали коньяком. какая-то старушка семидесяти лет горько плакала надо мной, крушась и жалобно причитая:
— И... бедненький... Как же ты так допился, сердешный?.. Кто же тебя ограбил, родименький?.. Догола раздели... Совести у людей нет!..
Ее не разубеждали.
Меня положили на полати, я выспался и к обеду как ни в чем не бывало сидел за столом с Софьей Андреевной, слушая ее рассказы о Льве Николаевиче.
Утром я уехал. В Москве меня окружили журналисты, подробно расспрашивая о поездке. Я расписал ее, не жалея красок.
— Сколько же вы за эту роль получили? — спрашивали они.
— Мало! Всего сто рублей! Дурак был! — деловито заключил я.
На другой день в газетах было напечатано подробное описание этого события. "Почему же так мало?" — спрашивали мы Вертинского. "Дурак был", — отвечал наш собеседник. Мы не стали спорить с талантливым артистом и поспешили откланяться..."
Иван издевался надо мной после этой истории полгода".

Как снимался Юрий Морфесси

В дореволюционных фильмах с успехом снимался и известный исполнитель песен и романсов Юрий Морфесси. В своих мемуарах "Жизнь. Любовь. Сцена" он вспоминал:
"Кажется, в 1912 году возникло общество "Вита" с двумя офицерами во главе — поручиком конной артиллерии Гельгаром и поручиком запаса уланом Ее ВеличестваАдлербергом. Молодые, полные огня и увлечения "великим немым", они бодро и живо взялись за дело и выпустили картину, которая двухтысячным метражем своим, обилием действующих лиц, увлекательностью и разнообразием действия побила все вышедшее на московском рынке. Это был "Борец под черной маской", по сценарию Брешко-Брешковского. Фильм прошел с успехом не только у нас , но и по всей Европе, где был распространен фирмой братьев "Патэ", купившей в собственность ленту для Запада и для Америки.
Адлерберг и Гельгар, окрыленные этим успехом, поспешили заказать Брешко-Брешковскому новый сценарий, и тоже из цирковой жизни. Это была драма"Петля Смерти", где совершенно неожиданно для себя самого приглашен был я на роль "любовника-злодея"..
Однажды я приехал завтракать в Контану. В обширном вестибюле стояли уже без верхнего платья плотный, румяный Гельгар, превратившийся из конноартеллериста в летчика, и двое в статском — Брешко-Брешковский и тонкий, изящный Адлерберг.Я попал в Контану сразу после похорон, уже не помню чьих, и был в цилиндре, в черном двубортном , перетянутом в талии модном пальто, и в белых перчатках с черными прожилками. В руках у меня была трость. И так я шел прямо на двух вышеупомянутых директоров и писателя-романиста, чтобы поздороваться с ними.
И все трое в один голос:
— Вот, вот,именно таким он нам и нужен, со всей своей фигурой, с цилиндром, пальто и перчатками.
Через несколько минут мы сидели за столом. Как оказалось, они уже давно искали  и не могли найти "героя"  для "Петли Смерти".Этот герой должен быть светским человеком, спортсменом, безукоризненно одеваться, должен ездить верхом и, конечно, уметь играть, и не должен уклоняться от таких трюков, которые могут повлечь за собою неприятные физические ощущения и неудобства. Факт приглашения показал, что внешним требованиям я соответствую. А вот относительно трюков с возможностью  физических повреждений я попросил высказаться определеннее.
Мне тогда пояснили:
— Финальный трюк? Извольте... Герой сидит в барьерной ложе, в таком же цилиндре. И в таком же пальто и, ничего не подозревая, становится жертвой мести своего соперника. Месть заключается в следующем: наезник-ковбой сознательно делает ошибку. Мчась по кругу, он, свистя в воздухе своим лассо, захлестывает петлею вас вместо клоуна, который по плану заговорщиков должен стоять рядом с вашей ложей. И вот здесь-то для вас  тридцать-сорок секунд малоприятных. Ковбой волочит вас  с петлей на шее по песку арены за своей лошадью, и хотя опасностью для жизни это не грозит, но удовольствия мало. Если это вас не смущает, мы сейчас же ударим по рукам. а завтра подпишем контракт...
Я не колебался ни одного мгновения. Было бы малодушием колебаться. Наоборот, любопытный трюк манил меня, да и вообще перспектива сыграть первую роль в интереснойкартине сулила и артистическое удовольстывие, и чисто человеческое, и новизну впечатлений...
Приступили к съемкам; я был тотчас же ими захвачен. Какая смена впечатлений и места! Какие чисто кинематографические перебрасывания из павильона в Летний сад, из Летнего сада на Острова, с Островов в Цирк Модерн, ожидающий нас и освещающий гудящими, ослепительно яркими "юпитерами".
"Петля Смерти" заняла у нас около трех недель. Признаться, я не без волнения готовился к трюку с ковбоем, с его лассо на моей собственной шее. Но отчасти мой личный опыт старого актера, отчасти опыт ставивших картину руководителей — все это сгладило неприятные возможности, и вся эффектная сцена прошла безболезненно и вполне гладко. Но зато, когда на парадном просмотре я увидел себя на экране, я сам задним числом ужаснулся — до того момент вышел и трагическим и жутким.
"Петля Смерти" сразу дала мне кинематографическое имя, и я получил ряд приглашений "крутить", как от "Виты", так и с ее легкой руки от вновь создавшихся предприятий. Крутил я в "Княгине-цыганке", и в "Златых коршунах" по романам графини Сологуб, в "Веселом мертвеце" Аркадия Бухова, и в большой патриотической картине — это уже в годы войны..."
К слову сказать, именно последний фильм, о котором вспоминает Морфесси, и хотя и не полностью, но все же сохранился. Снят он был в 1914 году, в самом начале Первой Мировой войны. Картина называлась"Огнем и мечом" и рисовала сцены нашествия германцев и их насилий над мирными жителями. 
"Съемки проходили на Островах и ознаменовались анекдотическим курьезом, в тот же день облетевшим весь Петербург, — вспоминал Морфесси. — Дело было так. Взвод немецких солдат — наших русских артистов, одетых в походную форму прусских гвардейцев, — мундиры, каски, винтовки, все как следует — ведет меня, чиновника, на расстрел. А я, как подобает герою, спокойно и гордо шествую на смерть.
В этот самый момент мимо проезжает в автомобиле председатель Государственной ДумыМихаил владимирович Родзянко. Увидев марширующих пруссаков, он задержал свою машину и потребовал объяснений.
— Что это значит? Немцы в военной форме на Каменном Острове?
Мы объяснили Родзянко, что это один из кусков "патриотического фильма". Родзянку это не убедило. Он помчался и, кк мы узнали позже, начал звонить по телефону и градоначальнику, и командующему петербургским военным округом и еще каким-то генералам.
Через час к месту происшествия подошел взвод конных полицейских во главе с офицером. Недоразумение было выяснено, офицер хохотал от души, и мы пригласили его на дачу позавтракать с нами и выпить коньяку.
Картина в первый раз шла в "Паризиане". Вереница колясок и автомобилей тянулась без конца вдоль Невского. Театр был переполнен. Демонстрация  картины сопровождалась гимном, и неописуем был патриотический подъем зрителей. В антрпакте шел сбор на нужды войны, мужчины давали ассигнации, а некоторые дамы снимали с себя драгоценные броши и серьги.
Сцена где на экране герой увлекает за собой в атаку цепь солдат, соповождалась бурными овациями и по адресу патриота-героя, и по моему собственному. Аплодировали живому во плоти и крови Морфесси, сидевшему в ложе, не отделяя его от Морфесси, бросившего на немцев роту своих солдат.
С тех пор я больше не снимался".

Где снимался Михаил Вавич

С участием известного опереточного артиста и замечательного исполнителя романсов Вавича до нас дошел тоже лишь один русский немой фильм: "Цыганские песни в лицах" — экранизация отрывков из оперетты-мозаики Николая Северского. Уже будучи в эмиграции, певца неожиданно пригласили сниматься в американских фильмах. Посчитав это большой удачей, он практически перестал петь и перебрался в Голливуд.  
Правда,  роли у Вавича там были в большинстве своем  эпизодические, зато рядом  с ним сияли такие звезды немого кино, как Пола Нэгри. Вот названия некоторых иностранных кинолент с участием русского певца: "Два арабских рыцаря"(1925), "Корона лжи"(1926), "Венера из Венеции", "Голубка" (1928), "Моя официальная жена", "Отель "Империал", "Таинственный остров".

Как снималась Надежда Плевицкая

Точно не известно количество немых фильмов, в которых  снималась знаменитая исполнительница русских песен и романсов Надежда Плевицкая. Пока найдены  упоминания о пяти картинах, однако ни одна из них не сохранилась.
На Урале  и в Сибири — местах действия романа Д.Мамина-Сибиряка "Приваловские миллионы" — летом 1915 года фирма " В.Венгеров и В.Гардин" сняла картину одноименного названия с участием Надежды Плевицкой. Это была не первая картина режиссера Гардина с Плевицкой.  В своих мемуарах Гардин рассказывает о постановке еще двух — "Власть тьмы" и "Крик жизни", снятых ранее. Съемки проходили в селе Винниково, родине певицы, на прекрасной деревенской натуре. Почти не выступавшая на театральных подмостках, Плевицкая умиляла кинематографистов своей абсолютной наивностью и стихийным драматическим чутьем. "Плевицкая работала с забавным увлечением. Она совершенно не интересовалась сценарием, ее можно было уговорить разыграть любую сцену, без всякой связи с предыдущей". Гардин поражался искренностью переживаний актрисы и широте е эмоционгального диапазона. (В.Р.Гардин Воспоминания т.1 1949 с.98).
Как сообщал "Театр и искусство" №28 за  1915 год, "с участием Плевицкой было снято несколько кинофильмов, в том числе  "Ольшанский молодой барин". Кроме того, в записной книжке Александра Блока сохранилась запись о посещении им кинематографа в 1919 году, когда он смотрел "фильм о хлыстах, где играли Плевицкая и Крематор".

Фильмы были немые и, естественно, звезды романса там не пели. Но зато, благодаря съемкам,  сегодня есть возможность  увидеть некоторых из них "вживую".

 

 
 
Все материалы сайта являются эксклюзивными. Категорически не допускается перепечатывать их полностью или частично в СМИ, книгах и на сайтах без письменного авторского согласия.
© УпакГрафика, Москва, 2009 www.upackgroup.ru