О проекте "Дом русского романса"    
История создания
Музей "Дома русского романса"
Театр романса
Кинематограф
Граммофон
Библиотека русского романса
Музкиоск русского романса
Сотрудничество

Легенды о русском романсе   когда жили звезды романса

Очи черные
Родиной Евгения Гребенки, автора стихов одного из самых популярных романсов, было село Убежище, расположенное недалеко от Пирятино. Как-то Гребенка приехал туда навестить родителей вместе с товарищем Тарасом Шевченко. Гуляя в окрестностях они неожиданно встретили близкого своего знакомого из Петербурга — штабс-капитана Василия Ростенберга, гостившего в селе Березова Рудка. Пошли  к нему в гости, а там... юная  черноокая красавица Мария, родственница штабс-капитана. Оба поэта были зачарованы прекрасными жгучими очами девушки и ее аристократическими манерами. Когда друзья поздно ночью вернулись в Убежище, Тарас быстро заснул, а Евгений никак не мог успокоиться — перед глазами  все стоял образ прекрасной Марии. И тогда он сел за стол и буквально на одном дыхании написал двенадцать строк стихов "Черные очи".
После Гребенка уехал в Петербург. Лишь через год он признался Марии в любви и попросил ее руки. Однако счастье их было коротким -через четыре года после свадьбы 36-летнего поэта не стало.
А стихи обрели бессмертие и превратились в один из самых популярных русских романсов. Вот только автора мелодии никто не знал. В песенниках 1850-х годах романс публиковался  без указания имени композитора. Впервые его имя появилось в програмке юбилейного концерта знаменитого певца Вадима Козина в Магадане. Авторство музыки приписывалось некому Флориану Герману. Как выяснилось, это малоизвестный французский композитор, который в  1812 году сочинил музыку военного марша, под звуки которого маршировала армия Наполеона по России. После французы бежали,   но мелодичная мелодия марша осталась витать на российских просторах. Возможно, так оно и было. Однако, кто же все-таки проникновенный и глубоко лиричный стих Гребенки решился положить на музыку французского марша, переделав его в вальс, по-прежнему остается неизвестным.

Однозвучно гремит колокольчик
В октябре 1821 года в Пермской губернии, в Сивском имении помещика Александра Всеволожского, у ямщика Ивана Макарова родился сын, нареченный тоже Иваном. У мальчика, обученного грамоте дьячком из местной церкви, рано появился поэтический дар, и он начал писать стихи. Конечно, об этом знал и Всеволожский, но до поры до времени на такую прихоть своего холопа внимания не обращал. Но однажды попались ему в руки макаровские сатирические стихи, затрагивавшие "честь его сиятельства". Помещик страшно разгневался и тотчас приказал отправить поэта-самоучку в солдаты.
Однако и там  Иван Макаров попал в немилость, за самовольную отлучку понес наказание: был прописан  ямщиком конвойной службы, соповождавшей ссыльных в Сибирь. Вот  тогда-то, в 20-летнем возрасте, под впечатлением такой суровой службы, он и написал стихотворение "Колокольчик".
А вскоре, 10 февраля 1852 года, в пермскую конвойную роту пришло следующее донесение: "Лекарь и портомой Суксунского его сиятельства Павла Демидова завода доносят, что Ивашка Ивашкин сын Макаркин — старший ямщик Пермской конвойной роты, доставленный повелением его благородия Сорокиным, Божьей милостью до Суксуна помре".
Через год после этого трагического события другой бывший крепостной, талантливый композитор Александр Гурилев, в Петербурге издал с сочиненной им мелодией песню с текстом Макарова "Колокольчик", которая стала широко известной. Но в начале ХХ века эта песня приобрела еще большую популярность с другой мелодией малоизвестного композитора-любителя Константина Сидоровича и на протяжении многих лет украшала репертуары таких ивестных певцов, как Ю.Морфесси, Н, Плевицкая, А.Вяльцева, Н.Дулькевич и других.
Необходимо отметить, что первоначальный вариант Макарова был несколько иным и заканчивался такими словами:
И вспомнил он Сиву родную,
Чугайку и заводь пруда,
И под хриплые  крики конвоя
Замолк мой ямщик навсегда.

Как видим, эти строки носили конкретный характер и стали пророческими для крестьянского поэта. Гурилеву пришлось текст несколько переделать.

Ехали на тройке с бубенцами
Впервые романс под названием "Дорогой длинною" был опубликован в 1925 году.  Как утверждает молва, он был задуман композитором Борисов Фоминым как сугубо личный — в разгар его романтического чувства к прекрасной девушке Маше Небольсиной, которая позднее стала его женою. Он сочинил и мелодию, и текст. После поэт Константин Подревский, с которым у Фомина было тесное сотрудничество, предложил ему свой вариант текста, более широкий, рассчитанный на массового слушателя. Фомин с ним согласился. Время было тогда нэпмановское, с ностальгией по разудалым тройкам с бубенцами да по песням цыган под семиструнную гитару..
Композитор выпустил романс на свои собственные деньги, обложку нот украшал портрет первой исполнительницы, молодой, но уже известной грузинской певицы Тамары Церетели. Романс сразу стал необыкновенно популярен и стал супершлягером 20-х годов.
Однако на начало 30-х годов нэп был похоронен, а заодно исчезли немало песен, родившихся в тот период, в том числе и "Дорогой длинною". Его практически вычеркнули из репертуара концертной эстрады и грамзаписей. О романсе вспомнили лишь в конце 60-х годов, и он снова занял свое место в ряду хитов. И не сходит с эстрады до сих пор.

Ямщик, не гони лошадей
В 1912 году оркестром воронежского варьете "Бристоль" начал руководить приехавший из Одессы молодой пианист Яков Фельдман. До него оркестр выступал весьма посредственно, а Фельдман добился такого звучания, что с этим коллективом на сцене варьете охотно стали выступать известные эстрадные исполнители из других городов. Приезд в Воронеж в январе 1913 года молодой талантливой певицы, сумевшей уже покорить сердца слушателей Петербурга и Москвы, Агриппины Гранской, стал знаковым в личной жизни Якова Фельдмана. Творческий союз вскоре перерос в любовный, а затем в супружеский. Именно большое чувство любви к Гранской вдохновило Фельдмана заняться сочинением романсов, которые впоследствие он посвящал только ей — единственной любимой женщине. Поиск авторов текстов для будущих романсов свел композитора с поэтом-любителем Николаем фон Риттером, потомков обрусевших австрийцев, занимавших значительное место в культурной жизни России. Встреча их произошла не позднее 1914 года, тогда же и родился знаменитый "Ямщик", который после выпуска его огромным тиражом в известном петербургском издательстве "Давингоф", принес авторам небывалую известность не только в России, но и за рубежом. В 1916 году по сюжету этого романсабыл снят  фильм, в которм главные роли сыграли Н.Тэффи и И.Перестиани.
К сожалению, Агреппина Гранская рано ушла из жизни, в начале 1925 года. Яков Фельдман пережил свою любимую на четверть века.

Я помню вальса звук прелестный
В 1908 году выходец из знатного дворянского рода Николай Листов (ударение на первом слоге) окончил юридический факультет Рижского университета. Перед ним, молодым, всесторонне развитым человеком, открывались радужные жизненные перспективы, но неожиданная встреча на одном из светских балов все перечеркнула. Он познакомился с актрисой провинциального драматического театра Александрой Медведевой и страстно, буквально с первого взгляда, в нее влюбился. Она ответила ему взаимностью, и они решили пожениться. Родители Николая пришли в ужас: их сын, дворянин, красавец и провинциальная актриса - какой позор для их рода! Они твердо пообещали, что если их сын заключит этот брак, они отрекутся от него и лишат наследства. Однако любовь оказалась сильней родительских угроз, денег и карьеры. Николай Листов стал актером провинциального театра, чтобы быть рядом с любимой. И никогда не пожалел об этом. Вспоминая тот бал, где он встретил свою судьбу, он сочинил романс "Я помню вальса звук прелестный", и сам первым его исполнил. Сочинить что-нибудь еще он не пытался, но и одного этого романса хватило, чтобы его имя было навсегда увековечено в истории этого жанра.

 

 
 
Все материалы сайта являются эксклюзивными. Категорически не допускается перепечатывать их полностью или частично в СМИ, книгах и на сайтах без письменного авторского согласия.
© УпакГрафика, Москва, 2009 www.upackgroup.ru